Меня давно уже заботит эта проблема. Примерно с того дня, когда я по доброте душевной вновьприбывшему сотруднику описала суть нашей работы емко, доступно, без лирических отступлений, а он буквально на следующий же день начал кичиться тем, что знает больше меня... Так вот, об опыте и о том, следует ли им делиться.
(кому это "до пуговицы", не тратьте время зря, это просто мои заметки на салфетках, а салфетки, как известно вещь такая: использовал - выброси

)
читать дальше
Ладно, первую составляющую заботы оставим в покое - на совесть каждому из нас
Конечно, не хочется просто так дарить кому-то чужому тяжким трудом заработанные знания и умения... Ну и бог с ними. Есть проблема поинтереснее.
Нужно ли посредством преподавания собственного опыта пытаться предостеречь/уберечь кого-то от уже пройденных тобой буераков?
Начинаю все более и более склоняться к отрицательному ответу.
И знаете, почему? Потому что трусливая 
В самом деле, опасаюсь. Последствий. Ведь к чему может привести попытка научить?
1. Ваша наука будет воспринята в штыки и сразу отнесена к разряду "пошло оно все на...". Не худший вариант, кстати: так вы можете быть уверены, что ваши слова не вспомнят. Но враждебное отношение к вам останется 
2. "Ученик" вежливо выслушает, но в глубине души даже не сделает попытки принять. Опасность: когда ваши предположения подтвердятся реалиями жизни, вас начнут "не любить" за ваше "всезнайство".
3. Будет сделана попытка понять и принять ваш опыт, но безуспешная (в силу совершенно разных причин, речь не о них). В этом случае вас уже могут возненавидеть за то, что "почему он не научил меня хорошо? почему поматросил и бросил?". Тут главное самому не увериться в собственной вине - будет больно и тяжело.
4. Ваши советы будут приняты к сведению, поняты и исполнены (в индивидуальной интерпретации или же точь-в-точь). Проблемы будет счастливо решены, но... В душе у "ученика" может поселиться зависть и желание почаще пользоваться чужими услугами вместо того, чтобы идти своим путем. Путем проб и ошибок, разумеется, но - своих, любимых и ненавистных. Путем в будущее.
Еще не потеряли желание учить? Тогда идите к нам! ))))
(Это я брежу в преддверии своей писанины... Надо же, в конце концов, начать "Работу над ошибками"?! А если учесть, что первая часть ее заголовка звучит, как "Право учить"... Ну, вы меня поняли
)
Опыт - туда не ходы, а сюда можно сесть - для первого раза сгодится. Но проверять его надо. Ведь критерий истины - практика??))
А вот ваши пункты...Большая доля эмоционального - а что будет после...
Это я так, ворчу.
Visenna
Я пока не ставила себе целью "освещение разных вопросов". Я ж не Карнеги... Слава богу. Но в принципе, можно попробовать, благо есть подручный материал
meru
Правильно подмечено: выводы - эмоциональные. Но такой уж я странный человек, что любому своему наблюдению придаю эмоциональную окраску
Делиться основными положениями - это не передача опыта. Это передача учения, догм. Передача опыта (для меня лично) подразумевает анализ существующей ситуации, подбор аналогичной ситуации из собственного прошлого и довольно подробный анализ действий, тогда приведших к определенному результату, и действий, которые могли бы решить проблему иначе. А уж выбор всегда предоставляется свободный
Опыт - туда не ходы, а сюда можно сесть - для первого раза сгодится. Но проверять его надо. Ведь критерий истины - практика??))
Ага. Но если не постараться сразу начать пояснять, ПОЧЕМУ куда-то не стоит ходить, смысла в такой передаче опыта нет. Это получается обычная пара запрет/разрешение.
А мои выводы... Я, как и любой человек - существо эгоистичное и пишу прежде всего о своих ощущениях
Вот и эти заметки - махонькое наблюдение для тех, кто собирается поделиться опытом, но пока не представляет, чем это "деление" аукнется лично для него, для учителя и наставника.
Если не пугает - учите!
Если пугает... Ищите способ договориться со своими страхами. Как ищу его я.
Передача опыта (для меня лично) подразумевает анализ существующей ситуации, подбор аналогичной ситуации из собственного прошлого и довольно подробный анализ действий, тогда приведших к определенному результату, и действий, которые могли бы решить проблему иначе. - опыт ведь не обязательно должен быть личным? (Это я как начальник, обучающий подчиненных, переживаю
Впрочем, имха моя такова, что для психологической комфортности передачи этого самого опыта "по горизонтали" у передающего должна присутствовать уверенность в том, что эти действия ему не повредят. Со стороны реципиента важно отсутствие защитной агрессивной реакции на "поучения" и отсутствие склонности к "захребетничанию". Эрго, щетильнее реципиентов надо выбирать ))) В остальных случаях хватит и натаскивания.
(Это я как начальник, обучающий подчиненных, переживаю )
Мне б такого начальника... Завидую подчиненным )))
Вообще, конечно, при передаче опыта значительную роль играет желание самого обучаемого что-либо воспринимать. Правда, если долбить по капельке, но постоянно, то и водой в камне можно дырку пробить
А еще нужно уметь подавлять собственные отрицательные (отрицательные для того, кто их видит со стороны) эмоции вроде сожаления или удовлетворения, когда подчиненный, не прислушавшись к вам, совершил ошибку и завалил работу. Чтобы не нажить вечного и злого врага )))
для психологической комфортности передачи этого самого опыта "по горизонтали" у передающего должна присутствовать уверенность в том, что эти действия ему не повредят. Со стороны реципиента важно отсутствие защитной агрессивной реакции на "поучения" и отсутствие склонности к "захребетничанию".
Кто б сомневался...
***вздыхает
С другой стороны, мы не всегда адекватно можем оценить, какие переданные нами знания для нас "безобидны", а какие - нет. Возникает боязнь "сказать лишнее". И единственный способ борьбы с ней - самому все время совершенствоваться и овладевать новыми знаниями.
Защитную реакцию можно снять "лаской и нежностью"
Мне, как не слишком давнему начальнику, довольно тяжело сохранять дистанцию и в то же время показывать, что всегда готова прийти на помощь, понять и простить
А захребетничание надо изничтожать. Если оно не слишком сильно вьелось в человека. Потому что если он еще в школе только и делал, что списывал, вряд ли легко справится с этой привычкой... Впрочем, как правило, пары месяцев вполне достаточно, чтобы понять, "куда ветер дует".
Сама столкнулась с ситуацией: сначала вела себя ровно, мягко и спокойно, а когда все тем же спокойным тоном не попросила, а приказала
Ох... мне бы то же уже не просить а приказать, но рука как то не поднимается... беда в том, что это не просто посторонний человек, а знакомый мне еще до работы и приведенный мною... а на мои просьбы он как-то вяло реагирует... Делать конечно делает, но приходится напоминать раза по два... что ж посмотрим что будет дальше...
Если не гавкнешь (в смысле, не отпозиционируешься) - дальше будет хуже.
Тут я согласен с Visenna . Очень верно - гавкнуть нужно
Скорее, нужно рыкнуть. Гавкают все-таки собаки - существа домашние и дрессированные ))) А тут нужно быть вожаком стаи - во всех смыслах.
Со знакомыми тяжелее всего. С другой стороны, если он осознанно пользуется этим обстоятельством, чтобы работать "на льготных" условиях - это неприятный звоночек
Не надо конкретики!))
Vanienel-En-Tielin использует то, что для нее ближе)))...
Вся проблема в том, что человек пришел недавно, а я уйду в отпуск через три дня, сейчас то она послушает, или сделает вид, а вот что будет потом, когда меня не будет это мне не ведомо... но я очень надеюсь что все будет хорошо... Сейчас то я конечно пытаюсь на человека воздействовать по-мирному, объяснять, пытаться надавить не навязчиво так...
И опытом делиться...
С чего приходится начать,
Чтоб после - огорчиться?
Бояться надо докучать
И не давать им ополчиться.
Размеренно, непринуждённо,
Как будто невзначай,
Ты голосом спокойно, ровно
Советы подавай.
Но только так, чтоб не возникло
Отверженности чувств.
И чтоб не возгордился.
И сомневался малость пусть.
Пусть достигается познанье
Посредством радости побед.
Пусть закрепляются те знания,
Что дали избежать нам бед.
Конечно, главное, блюсти здесь меру.
В способности свои не отнимая веру.
5. Вас выслушают, поймут и в благодарность поделятся чем-то из своих собственных знаний.
Лично для меня такая вероятность по значимости перевешивает все остальное.
Я уже не говорю о том, что это хорошая возможность увидеть, что представляет собой человек. Враг явный намного лучше врага потенциального. И друг, кстати, тоже.
А вообще достаточно всего лишь ответить себе на вопрос: "А что я за это хочу получить?". И проблема разрешится сама собой. Сразу станет ясно, делиться ли опытом или пользоваться им втихаря самостоятельно, поминутно оглядываясь, чтобы никто не подсмотрел.
Пункт 5 - это уже обмен опытом, а не передача
А вообще достаточно всего лишь ответить себе на вопрос: "А что я за это хочу получить?". И проблема разрешится сама собой.
Можно и так. Но иногда желание поделиться опытом не позволяет думать о собственном благе - просто не думаешь о выгоде. А вот четко представлять себе, какие проблемы можешь взвалить на свои плечи - нужно. Во избежание разочарований
Пункт 5 - это уже обмен опытом, а не передача
Нет. Это передача, которая переросла в обмен. ^____^ Но разве это не замечательно? Разве стоит игнорировать этот пункт только из страха, что может получиться что-то из первых четырех?
Можно и так. Но иногда желание поделиться опытом не позволяет думать о собственном благе - просто не думаешь о выгоде. А вот четко представлять себе, какие проблемы можешь взвалить на свои плечи - нужно. Во избежание разочарований.
Ну уж если говорить начистоту, то человек, не ждущий от такого поступка никакой прибыли, не может в итоге никак разочароваться. Именно по той причине, что ничего не ждал. И уж тем более, если человек настолько силен, что совершает поступки, совершенно не ожидая от них никакой отдачи, то он также настолько силен, чтобы не бояться последствий этих самых поступков.
человек, не ждущий от такого поступка никакой прибыли, не может в итоге никак разочароваться - даже если останется в убытке?
Это передача, которая переросла в обмен.
Значит, передающий и принимающий находятся на одном и том же уровне знаний, в противном случае "деление знаниями в ответ" происходит непроизвольно и незаметно для второй стороны, то бишь, неосознанно, а ососзнание - это немаловажный фактор успешного обмена
И уж тем более, если человек настолько силен, что совершает поступки, совершенно не ожидая от них никакой отдачи, то он также настолько силен, чтобы не бояться последствий этих самых поступков.
Дело не в силе а в настоятельной потребности поделиться ))) Но поскольку когда делишься "наболевшим" и "переболевшим" опытом, прекрасно отдаешь себе отчет в том, что будет, если ваш опыт не будет принят хотя бы к сведению, испытываешь жесточайшее сожаление. Не относительно себя. Относительно человека, который проигнорировал.
Конечно, это мое личное ощущение, но уверена: хоть раз в жизни какждый из нас говорит себе: "Ну что за дурак этот ***! Я же его предупреждал, советовал, помогал, а он... Все псу под хвост!" Потом мы машем рукой и забываем, но этот момент - сожаления о чужих ошибках - все равно бывает.
Значит, передающий и принимающий находятся на одном и том же уровне знаний, в противном случае "деление знаниями в ответ" происходит непроизвольно и незаметно для второй стороны, то бишь, неосознанно, а ососзнание - это немаловажный фактор успешного обмена.
Ерунда. Фраза "на одном уровне знаний" на самом деле вообще не имеет смысла. Ты ему некоторые свои знания по программированию, он тебе в дальнейшем процессе общения (т.е. неосознанно) - некоторые свои наблюдения по поведению людей в каких-то ситуациях. Один уровень знаний? Сложно сказать. Полезный обеим сторонам обмен? Вполне.
Здесь больше все зависит от "права понимать"=). А уж "наделенный этим правом" способен извлекать полезную информацию и выводы вообще из чего угодно. Даже из чужой неблагодарности.
Дело не в силе а в настоятельной потребности поделиться ))) Но поскольку когда делишься "наболевшим" и "переболевшим" опытом, прекрасно отдаешь себе отчет в том, что будет, если ваш опыт не будет принят хотя бы к сведению, испытываешь жесточайшее сожаление. Не относительно себя. Относительно человека, который проигнорировал.
Ну вот. А кто-то говорит "не думаешь о выгоде". ^______^ Надо сразу и говорить "хочу получить моральное удовлетворение от того, что человек поступил согласно моим советам и это принесло ему пользу, а также от его благодорности за это". Т.е. "хочу за свои знания самую высокую из возможных оплат".
Тот же, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не думает о выгоде, просто сообщает (в каком-то смысле даже высокомерно сообщает) кому-то какую-то информацию в наиболее удобной для понимания форме и тут же об этом забывает. Потому что его не интересует, обладает ли тот "правом понимать" и способен ли принять подарок. Он сделал одолжение и не нуждается ни в чем взамен.
Хорошо, скажем: на близких уровнях базовых знаний из той области, в которой и происходит обмен информацией ))) Если нет достаточного базового уровня, без толку чем-то делиться: любые навыки по программированию не принесут пользы тому, кто вообще не знаком с принципами и инструментами этого самого программирования. Точно так же, варианты поведения людей будут интересны и полезны только тому, кто уже самостоятельно накопил необходимый базис знаний в этой сфере. Вот тогда получается передача опыта. А так... Приятная беседа
Извлекать полезную информацию можно, действительно, из чего угодно ))) И для этого зачастую необязательно личное общение с "носителем опыта". Достаточно просто попасть в информационное поле и срезонировать.
А кто-то говорит "не думаешь о выгоде".
Вам в самом деле никогда-никогда не было обидно за других людей? Обидно чисто по-человечески, когда видишь: идет не туда и непременно споткнется и упадет, но все равно не желает слушать? И никогда не бывает просто радостно от того, что человеку пришлась к стати ваша помощь? Просто светло и тепло на душе - не потому, что "Я помог", а потому, что "ЕМУ помогло". Моральное удовлетворение здесь совершенно ни причем. Пыжиться от гордости, когда к моим советам прислушиваются? Я давно прошла этот период. А может, никогда в него и не вступала. Собственно, я крайне редко советую именно потому, что удовольствия этот процесс не приносит, а вот ответственность накладывает )))
Тот же, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не думает о выгоде, просто сообщает (в каком-то смысле даже высокомерно сообщает) кому-то какую-то информацию в наиболее удобной для понимания форме и тут же об этом забывает.
На мой взгляд, описанная ситуация не имеет ничего общего с передачей опыта. Настоящий наставник просто обязан сделать все, чтобы его навыки были поняты, преобразованы согласно индивидуальным особенностям ученика и проверены на деле. Только тогда можно уйти. А просто бросить пару умных фраз и "сделать ручкой"... С барского плеча, так сказать. Не, мне такой подход не нравится. В этом случае информация может быть воспринята только при наличии у ученика неистового желания учиться, причем уметь делать это самостоятельно ))) Таких людей очень мало. Наверное, в детстве родители не так воспитывают )))
Хорошо, скажем: на близких уровнях базовых знаний из той области, в которой и происходит обмен информацией ))) Если нет достаточного базового уровня, без толку чем-то делиться: любые навыки по программированию не принесут пользы тому, кто вообще не знаком с принципами и инструментами этого самого программирования. Точно так же, варианты поведения людей будут интересны и полезны только тому, кто уже самостоятельно накопил необходимый базис знаний в этой сфере. Вот тогда получается передача опыта. А так... Приятная беседа Конечно, энное количество лет спустя все "некогда услышанное" может пригодиться... А может и нет.
Угу. Проблема только в том, что не стоит уходить от темы разговора. С самого начала предполагалось, что человек этот опыт способен воспринять. Т.е. оба изучают одну область знаний. И "уровень знаний" тут ни при чем совершенно. Далее, вариант поведения людей полезен без каких-либо базовых знаний. Потому что это само по себе базовое знание.
Вам в самом деле никогда-никогда не было обидно за других людей? Обидно чисто по-человечески, когда видишь: идет не туда и непременно споткнется и упадет, но все равно не желает слушать? И никогда не бывает просто радостно от того, что человеку пришлась к стати ваша помощь? Просто светло и тепло на душе - не потому, что "Я помог", а потому, что "ЕМУ помогло". Моральное удовлетворение здесь совершенно ни причем. Пыжиться от гордости, когда к моим советам прислушиваются?
=)
Вам светло, вам тепло, вам хорошо, вам радостно оттого, что "ЕМУ помогло". Как вы назовете это ощущение? Я вот его называю "моральным удовлетворением". =) А "пыжиться от гордости" - это всего лишь один из его вариантов. Но далеко не единственный.
На мой взгляд, описанная ситуация не имеет ничего общего с передачей опыта. Настоящий наставник просто обязан сделать все, чтобы его навыки были поняты, преобразованы согласно индивидуальным особенностям ученика и проверены на деле. Только тогда можно уйти. А просто бросить пару умных фраз и "сделать ручкой"... С барского плеча, так сказать. Не, мне такой подход не нравится. В этом случае информация может быть воспринята только при наличии у ученика неистового желания учиться, причем уметь делать это самостоятельно ))) Таких людей очень мало. Наверное, в детстве родители не так воспитывают )))
На мой взгляд, для начала, не стоит равнять понятия "делиться опытом" и "учить". Это совершенно разные вещи.
"Учить" - значит сделать из ученика то, чем его хочет видеть учитель. Фактически это целенаправленное влияние на судьбу человека с заранее определенным результатом. Учитель несет ответственность за процесс и за результат. И имеет в этои какой-то свой интерес.
"Делиться опытом" означает просто сообщить по запросу определенным образом обработанную полностью достоверную информацию и выводы к ней (не надо переигрывать типа "сказал пару умных фраз и сделал ручкой"). Фактически исполнить роль своеобразного справочника. И, само собой, здесь все зависит от желания и способности другой стороны эту информацию воспринять.
Так что если рассматривать случай, из-за которого, собственно, разгорелся сыр-бор, то, скорее всего "Права Учить" у вас нет. Просто потому что вы, как я понимаю, неспособны контролировать процесс и неспособны предсказать результат.
С другой стороны у вас великолепно получается как раз "делиться опытом". Примером могут служить ваши книги. Много полезной информации, которую, впрочем, далеко не все способны или желают воспринять.
Так что, как говорили древние "не смешивай, а то потом может быть мучительно больно". ^____^ Просто стоит четко осознавать желания и возможности. И делать то, что получается лучше всего.
Осознавать желания, т.е. чётко для себя сформулировать их. В принципе правильный подход. Но. Не всегда. Не всегда есть такая возможность и такое желание :о)
Возможности... У всех они разные. Но тем не менее порю мы сами не осознаём их. Или отказываемся. Если нас не устраивает цена.
Делать то, что получается лучше всего... А если это дело плохо сочетается с нашими желаниями? Как тогда? Примеры приводить? Или обойдёмся?
К тому же, чтобы знать, что получается лучше всего, необходимо пробовать себя в различных делах. А быть узконаправленным специалистом высочайшего класса... Хм, увольте. Лучше быть чуть выше средного во многих областях и из них выбирать подходящую на данный момент.
От темы разговора никто не уходил. А о предположении, что человек способен опыт воспринять, нигде не говорилось. Вообще, "можно и зайца научить курить". Если очень захотеть и поставить себе целью.
Уровень знаний очень важен. Человеку, только-только познакомившемуся с арифметикой, нет смысла вручать для изучения интегралы - или не поймет вовсе, или поймет по-своему, но не факт, что сможет правильно применить, и уж тем более, не поймет, а на кой эти самые интегралы вообще нужны. То бишь, не представит себе цель изучения. А вот если общий уровень знаний уже довольно высок, и цель становится понятной быстрее, и обучение проходит эффективнее.
Далее, вариант поведения людей полезен без каких-либо базовых знаний. Потому что это само по себе базовое знание.
Ага. На уровне условного рефлекса: "вот тот-то и тогда-то поступил так-то, значит, этот сейчас поступит точно так же". При этом не возникает даже мысли, что условия ситуации могут слегка (почти незаметно) отличаться внешне, но совершенно изменить ее исход.
Базовое знание необходимо, чтобы правильно применять и модернизировать все накопленные шаблоны, то есть, опыт. Чтобы поставить очередной "шаблон" в то место, на котором он не только не затеряется, но и принесет пользу.
Я вот его называю "моральным удовлетворением".
Насколько мне известно, некоторое время назад понятие "получить удовлетворение" заключалось в том, чтобы вызвать на дуэль обидчика и посредством поединка доказать свою правоту (или что-либо еще). То есть, примитивно говоря, отомстить, покарать или позлобствовать. Поэтому я предпочитаю не пользоваться таким понятием, как "моральное удовлетворение".
На мой взгляд, для начала, не стоит равнять понятия "делиться опытом" и "учить". Это совершенно разные вещи.
Да что вы говорите... С ума сойти можно.
Делать из ученика то, что хочешь видеть - самое дурное качество самого неудачного учителя. Худший вариант, то бишь. А "целенаправленное влияние" в вашем контексте - это не обучение, а ломка (крайний случай обучения). А уж "заранее определенный результат"... Да, ответственность несет. Но вот перед кем, ответьте пожалуйста.
"Делиться опытом" означает просто сообщить по запросу определенным образом обработанную полностью достоверную информацию и выводы к ней (не надо переигрывать типа "сказал пару умных фраз и сделал ручкой"). Фактически исполнить роль своеобразного справочника.
Справочник не способен делиться опытом. Опытом делится учебник. А справочник делится информацией, которую нужно еще уметь использовать. Насчет "достоверности". "Полной достоверности" не бывает, насколько мне известно из матстатистики. Достоверный - попадающий в область данных с определенными границами, не более. Но и внутри этой области точка может располагаться где угодно.
И, само собой, здесь все зависит от желания и способности другой стороны эту информацию воспринять.
От умения воспринимать. От владения технологией применения знаний. От навыков. Желание, как правило, играет не самую важную роль, уступая свое место простой необходимости.
Так что если рассматривать случай, из-за которого, собственно, разгорелся сыр-бор, то, скорее всего "Права Учить" у вас нет.
Во-первых, не понимаю, какой случай имеется в виду. Если прелюдия - она имеет отношение к делу постольку-поскольку. Просто повод для начала размышлений. Я не утверждала, что изложенные мной выводы сделаны только на основании одного-единственного события. Собственно, описанное событие породило совсем иные выводы, о которых речи сейчас не идет.
А вот с утверждениями насчет Права... Вообще-то, Права мы берем себе сами. Правом учить обладает каждый человек по прошествии некоторого времени существования. Полагаю, если вы "ставите оценки", то обладаете Правом Судить? Позвольте вам посочувствовать.
Проблема в том, что тот, кто решается претворить свое Право в жизнь, должен помнить и об обязанностях. Поэтому лично я не учительствую.
Просто потому что вы, как я понимаю, неспособны контролировать процесс и неспособны предсказать результат.
Потрясающий вывод! На основании чего сделан, позвольте узнать?
Так что, как говорили древние "не смешивай, а то потом может быть мучительно больно". ^____^ Просто стоит четко осознавать желания и возможности. И делать то, что получается лучше всего
А я как раз и не смешиваю. А если смешиваю, то не взбалтываю )))
Возможности нельзя осознать, пока не попробуешь силы в разных сферах жизни. И как тогда можно узнать, что именно "получается лучше всего"? Ухватиться за первую попавшуюся "возможность"? Это разве не глупо? А если то, что ты не стал пробовать, и может оказаться именно тем - "лучше всего получающимся"?
Впрочем, ARS_Barracuda как раз об этом очень убедительно и доходчиво написал
Нужно ли посредством преподавания собственного опыта пытаться предостеречь/уберечь кого-то от уже пройденных тобой буераков?
------
На самом деле человек НИКОГДА не может научиться на чужих ошибках.
нужно только тогда,когда об этом прямо просят. :-) В иных случаях нужно просто предоставить превращениям вещей следовать своему Пути.
Sity Angel.
"На своих ошибках учатся дураки. Умные учатся на чужих. А мудрые их не совершают"
ARS_Barracuda: "На своих ошибках учатся дураки. Умные учатся на чужих. А мудрые их не совершают"
Как вывод из двух постов: Умных людей не бывает, бывают только дураки и мудрые
И я как раз перечислила случаи, когда передача опыта не принесет настоящей пользы тому, кто опыт перенимает. То есть, если предполагаешь развитие событий в одном из этих четырех направлений - можно даже не напрягаться и не делиться опытом )))
Как вывод из двух постов: Умных людей не бывает, бывают только дураки и мудрые
--------
Ну наконец-то хоть один что-то понял.
daeni:
Вообще-то, если вернуться к истокам , я не говорила "научить". Пытаться предостеречь, предупредить, в конце концов, просто проиллюстрировать последствия тех вариантов решения проблемы, которые тебе уже известны. А уж научит это кого-либо чему-либо... Проблемы принимающей знания стороны
----------
Если возникло желание сделать добро,
чтобы изменить что-то вовне,исходя из иллюзии,что это "нужно" кому-то другому. Тогда не будет сожаления,
если его отвергнут. Или гордыни,если примут с благодарностью.
Sity Angel