Всё, что не делается, не делается к лучшему
Писатели, то бишь. Спросите: почему? Ответ будет простым. Потому что.
Как вы читаете книги? Не знаю. Поэтому расскажу, как читаю книги я.
В любом тексте, будь он громоздок и непрерывен либо клочковат и ершист, я всегда ищу якорь. Подсознательно или осознанно. Раньше, процесс поиска проходил незаметно, неощутимо и много приятственнее, теперь же, когда точно знаешь, что ищешь... Удовольствия стало на порядок больше! Правда-правда. Углядывать, где и какие якоря поставил автор - тем более, если эти якоря вам совсем не родные и не близкие - это поинтереснее иной головоломки.
Если пожелаете, поговорим на эту тему. А для начала...
Например, что является якорем первого уровня в фэнтези? Угу. Верно. Меч и магия. Вместе, по отдельности, в самых невозможных и невероятных сочетаниях. Потом не-человеческие расы типа эльфов, гномов, орков и т.п. Потом - принцы и принцессы, рыцари, ведьмы, etc.
Любитель фэнтези ловится на такой якорь в два счета. И это неплохо
К тому же, якоря авторами расставляются как умышленно, так и ненарочно.
Однако на якоре первого уровня любопытство и внимание читателя долго не удержатся... Нужны якоря второго уровня. Личностные.
Но об этом - позже. Если пожелаете.
Как вы читаете книги? Не знаю. Поэтому расскажу, как читаю книги я.
В любом тексте, будь он громоздок и непрерывен либо клочковат и ершист, я всегда ищу якорь. Подсознательно или осознанно. Раньше, процесс поиска проходил незаметно, неощутимо и много приятственнее, теперь же, когда точно знаешь, что ищешь... Удовольствия стало на порядок больше! Правда-правда. Углядывать, где и какие якоря поставил автор - тем более, если эти якоря вам совсем не родные и не близкие - это поинтереснее иной головоломки.
Если пожелаете, поговорим на эту тему. А для начала...
Например, что является якорем первого уровня в фэнтези? Угу. Верно. Меч и магия. Вместе, по отдельности, в самых невозможных и невероятных сочетаниях. Потом не-человеческие расы типа эльфов, гномов, орков и т.п. Потом - принцы и принцессы, рыцари, ведьмы, etc.
Любитель фэнтези ловится на такой якорь в два счета. И это неплохо

Однако на якоре первого уровня любопытство и внимание читателя долго не удержатся... Нужны якоря второго уровня. Личностные.
Но об этом - позже. Если пожелаете.
lib.aldebaran.ru/author/sapkovskii_andzhei/sapk...
Сапковского цитировать не будем. Будем размышлять сами.
Big Lynx
Если бы только в фэнтези... Наверное, во всех жанрах ) Архетип - существо интержанровое
larshire
Попробую )
Может быть, поулчится немного путанно... Но я буду стараться
А вообще, как правильно заметили выше, это наверное - архетипы и стереотипы. Но я не филолог.
А у Сапковского это да... вещь! Но там больше о стереотипах.
.
"Крючком" я бы называть это не стала. На мой взгляд, две большие разницы.
Крючок держит читателя насильно - например, так происходит, когда развитие той или иной сюжетной линии откладывается на следующую книгу цикла.
Якорь читатель находит для себя сам. Например, при беглом просмотре наткнувшись на слово "эльф" )))
Скорее - глубже )
Но об этом - позже. Если пожелаете.
а как же! Пожелаем непременно!
Но мне вот как кажется. Если писатель --- ПИСАТЕЛЬ, то он прежде всего этим и зацепит, причем не задумываясь особо где и какой якорь поставить. Я в этом конечно мало что понимаю, но просто спросите у любого мастера, почему он вот тут закорючку поставил, а не там, он наверное и сам не объяснит, но стоит эту закорючку убрать так все сразу и потеряется...
А другой вроде и все сделает правильно, по всем канонам, а фиг. не ловится рыбка. И как не расставляй крючки якоря нет улова...
Мой учитель, вот например, никогда не соглашался с поговоркой "Не боги горшки обжигают". он всегда говорил "Именно боги. иначе это не горшок"
юмора автора, достоверности происходящего (в рамках описанного мира). А оттолкнуть может излишняя заштампованность "ёльфами, гнумами" и др. сказочными персонажами. Исключением является случай, когда их используют что-бы избежать излишних описаний места/участников действия, именно как архетип, для высвобождения усилий на других участках "фронта" - сюжете например.
См. выше. Расставляются как умышленно, так и без умысла.
Gorgone
Для меня притягательным "якорем" служит необычность книги, её персонажей, сюжета, мира в котором все происходит,
Нееее, это как раз "крючок"
"Якорь" - деталь, которая помогает не умчаться по морям и волнам авторского воображения, потеряв "себя" и уподобившись обломкам разбившегося о скалы корабля, и одновременно - не отложить книгу прочь и нафиг.
Первые несколько страниц... Обычно они и просматриваются, не так ли, когда озадачиваешься необходимостью купить "что-нибудь почитать"? И в данном случае аннотация играет очень БАЛЬШОЕ значение.
Например. Далеко ходить не будем, сходим на сайт "Армады"...
Продолжение следует.
Предупреждение: аннотация выбрана без намеков и умыслов.
Что мы видим? Кучу крючков)))
Страшная война. Колодовские огни Престолов Силы. Крадется в мир древнее Зло, опять же...
При этом, есть и якоря, куда же без них.
Маги. Орды орков и т.п.
Понятна разница между крючком и якорем? Или пояснить?
Кстати, использование "якорей" в аннтотации может очень и очень навредить, потому что один и тот же якорь может и кого-то привлечь, и у кого-то напрочь отбить охоту читать.
Первые несколько страниц... Обычно они и просматриваются, не так ли, когда озадачиваешься необходимостью купить "что-нибудь почитать"? И в данном случае аннотация играет очень БАЛЬШОЕ значение.
Я авторов, которых не читал, в электронке читаю, и то скорее ориентируюсь по отзывам на сайтах. ну а потом как книга пойдет, очень жаль но многое бросаю не дочитав. А тех кого знаю и люблю, уже давно жду и хватаю где получится, магазин, инет и т.д.
Что возникает у вас в воображении, когда ваш взгляд наталкивается на слово "орк"?
Большое, зеленое, страшное, воинственное и пр. Если вы, конечно, до того прочитали энное количество фэнтези. Или, допустим, поиграли в комп.игры по фэнтезийной тематике (Варкрафт, та же Линейка... ох и симпатишные там орки...).
С одной стороны, такое слово отпугнет пресыщенного читателя. Мол, опять эти орки. С другой... Человеку, который не зациклен на антураже, это слово только поможет. Да, оно создаст первоначальный (и может быть, не совсем адекватный авторскому замыслу) образ, но зато не будет отвлекать от самой истории.
Ты никак НЛП начала осваивать )))
только-только опять же уточню что есть люди что хавают все якоря с потрохами -
т.е. не давая им развиться в связи-раппорты...
А есть те которые просто не ловятся к каким очевидно стала принадлежать и ты)))
Новое поле для игры в лесенку смыслов )))
Слово ЯКОРЬ вызывает такое количество ассоциаций, что Я пока помолчу.
Светлана
Играть в игру правил которой Я не знаю?
Или всё гораздо проще и сысл игры в игре?
Но стоит ли играть с людьми которых я не знаю?
Впрочем, иногда по одному слову можно вычислить код человека, а всё остальное дело техники и времени.
Октавия
Ты говоришь о "крючках". Это совсем другое дело )
И никакие НЛП я не осваиваю. Вообще не знаю, что это такое.
larshire
А речь не о читателях-специалистах )))) Так сказать, берем некий срез общего древа любителей фэнтези
K-im
Отчасти ))) Дальше попробую пояснить.
Штамп - это не просто одиночный якорь. Это - дикое нагромождение "якорей" пополам с "крючками". Автору кажется, что раз он когда-то где-то взахлеб прочел историю про, скажем, любовь эльфийки и орка (и такое бывает... сама наблюдала...), то если употребит подобный выворот сюжета, то история непременно будет пользоваться популярностью. Но конечно, плагиатничать нехорошо, поэтому будут не эльфийка и орк, а эльфийка и гном. Или гном и орк. Или... Как буйная фантазия подскажет.
Штамп, если хотите, это подпрограмма. Стандартная процедура, которая не дает возможности свободно варьировать даже параметры на входе. А уж что получается на выходе... Сами знаете. Если автор - хороший "программист", он напишет для своей книги новую "процедуру". Если нет... Ну, на нет и суда нет, как говорится.
Итак, вернемся к основной теме. Якоря, безусловно, помогают читателю. Но они же могут и навредить. Отпугнуть. Испортить напрочь все впечатление от книги.
Насчет "отпугивающих" якорей. Это сугубо индивидуальная вещь. Например, лично для меня неприемлемо, когда в книге, описывающей условное средневековье (даже не условную Эпоху Возрождения, а подобие еще более ранних исторических эпох) встречается связка "спасибо-пожалуйста" ("пожалуйста" - в качестве просьбы, типа, "пожалуйста, остановись"). К юмористическим произведениям о приключениях "наших там" можно быть снисходительным. Но к прочим... Почему бы не использовать "благодарю" и "прошу"? Не используют. Хоть тресни. А причина неясна. Ибо тайна сия велика есть...
Как Вы Яхту назовёте
Так она и поплывёт
Почему бы не использовать "благодарю" и "прошу"? Не используют. Хоть тресни. А причина неясна. Ибо тайна сия велика есть...
Тут то как раз все ясно ... И кстати страдают этим в большинстве своем фентазийщики, вроде как жанр освобождает от обязанности изучить предмет (в данном случае например тот же временной период).