читать дальше А неучёных… Но бог с ней, с народной поговоркой, которая, тем не менее, очень хорошо отражает действительность. Учиться нужно. Можно даже сказать, чертовски необходимо. И самое главное, обучение заложено в нас не то, что на генном, на предгенном уровне, как и в любой другой живой организм. Пресловутые мутации растений, подвергающихся какому-либо целенаправленному воздействию, как раз одно из самых ярких свидетельств того, что от обучения невозможно отвертеться. Как бы ни старался. Чему мы учимся и когда штудируем скучные учебники, и когда на третий-пятый раз успешно отшатываемся от надвигающейся на нас четырехколесной или двуногой угрозы? Взаимодействию с окружающей средой. Конечно, процесс несовершенен. Более того, хаотичен и при этом прискорбно предсказуем. Потому что человек, как правило, хочет попробовать и испытать очень многое. Особенно по каким-то причинам недоступное. Так, к примеру, пускаются во все тяжкие воспитанники закрытых пансионов. Так рвутся в лучшую жизнь дети трущоб. Так… Искусственное ограничение процесса познания приводит к плачевным результатам. С другой стороны, когда перед человеком открыты все пути без исключения, он зачастую не может выбрать, по какому из них идти. Стало быть, нужна некая золотая середина? Да. И имя ей «учитель». Быть хорошим учителем наверняка трудно. Быть настоящим учителем еще сложнее, потому что тут вступают в игру уже не навыки и умения, а нечто являющееся неотъемлемой душевно-телесной частью человека. Но даже перед наилучшим учителем мира рано или поздно встает очень важная задача: не пропустить тот день, когда ученик перестанет учиться и начнет учить. Да-да, именно учить. Себя самого. В детстве мы воспринимаем все, что видим, осязаем, пробуем, чувствуем. Все без разбора. Помните сравнение с губкой? Впитываем. Набухаем. И в какой-то момент, когда большее количество знаний просто перестает помещаться в рабочий участок сознания, приходится начинать чистку. А что обычно выкидывается вон? Нечто ненужное. Вернее, кажущееся нам ненужным. К тому же уборка – настолько утомительная штука… В конце концов мы решаем: всё. Баста. Достаточно того, что есть здесь и сейчас, а все остальное пусть и близко не подходит. Именно в этот период особенно важно присутствие учителя. Но не того, что водит нашей рукой по прописям, а совсем другого. Как только шкатулка знаний захлопывается, положить в нее новые вещи невозможно. Если хозяин не вставит ключ в замочную скважину, не откроет замок и не приподнимет крышку. Но все эти действия, вот ведь парадокс, человек должен выполнить сам. Стать собственным наставником. Ребенок верит каждому услышанному слову, подросток постепенно начинает подвергать услышанное сомнению. Но хороший учитель знает: сомнение, которое непременно появится, должно быть направлено не наружу, а внутрь, в сознание ученика. Пусть новое знание вступает в противоречие с уже накопленным, это нестрашно. Главное, чтобы человек задавал вопросы не только лекторам, наемным и добровольным, а и самому себе.
Мы учимся всю жизнь. И все-таки, самый главный этап этого обучения – школа. Потому что только там мы можем научиться быть своим собственным учителем.